Полезные статьи
Как лечились на курорте Белокуриха 100 лет назад
К началу ХХ века самыми массовыми и комфортными являлись бальнеологические туры на «горячие минеральные ключи» Белокурихи. Известия об их целебных свойствах порождают интерес к Алтаю как к месту лечебно-оздоровительного отдыха и туризма.
Несмотря на отдаленность лечебных источников от губернского центра и других городов Западной Сибири, каждое лето сюда через Бийск с большим трудом, но добирались сотни желающих поправить здоровье с помощью лечебного эффекта малых доз радона. По сведениям уездного исправника В. Штейнфельда, к 1911 году на лечебных водах Белокурихи каждое лето бывало до 500 курортников.
В Алтайском сборнике Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества от 1905 года так описан будущий курорт:
«В настоящее время для врачебных целей эксплуатируется только один источник, названный главным. При нем построено здание для ванн. Это длинное здание барачного типа с 8 окнами по фасаду, построенное из горбылей и крытое тесом, находится на самом берегу речки. Фасадом оно выходит на дорогу, а к задней стороне его примыкает пристройка, в которой находится источник.
В небольшой передней поставлены две скамьи и стол, она же служит приемной для посетителей и конторой арендатора вод. На правой стороне от входа помещается мужское отделение, а на левой — женское. Оба отделения имеют одинаковое расположение.
Двери отделения, ведущие в ванные комнаты, закрываются ситцевыми занавесками. Посреди отделения, под желобом помещается ванна. В пристройке, кроме насосов над источником, находится сложенная из камня печь с дымоходом вроде очага, в верхнюю часть которой вмазаны два котла для согревания воды вместимостью в 7 и 8 ведер. Вода в ванны поступает по деревянным желобам. Ванны все сделаны из дерева и покрашены снаружи и внутри. Как ванное здание, так и все оборудование источника принадлежат местному крестьянскому обществу, которое сдает источник в аренду на годичный срок.
По условию, заключенному обществом с арендатором (местным крестьянином) на 1905 год, последний обязывался не задерживать посетителей, при этом имел право взимать за натуральную ванну по 10 копеек, а за подогретую, какой бы температуры она не была, 15 копеек. Этим исчерпывались, кажется, все пункты условия; по крайней мере в нем не было речи ни о продолжительности дневного рабочего времени, ни о поддержании источника и ванн в надлежащем виде, не говоря уже о каких-либо улучшениях. Но такая неопределенность и простота условий никому не причинила никакого ущерба, так как отношения здесь вообще чрезвычайно просты и патриархальны.
Так, ванны действовали с раннего утра и до поздней ночи. Купания начинались с 6, с 5 часов утра и продолжались часов до 11 ночи. Были даже такие любители ранних ванн, которые являлись в 4 часа утра, и никакого неудовольствия со стороны администрации вод не выражалось. Что же касается улучшения обстановки или поддержания источника, то, надо полагать, общество сделало все, что считало необходимым. Во время сезона 1905 года никакого ремонта не производилось.
Ванна приготовляется следующим образом: сначала в нее впускают воду из источника, ведра 2-3, и затем дно и бока ее несколько раз проходить мочалкой. Эта мочалка — одна для нескольких ванн, если у посетителя нет своей. Затем вода выпускается, и ванна наполняется, при этом, если берут подогретую ванну, подливается из котла горячая вода, которую приносят в ведре. Температура измеряется во всех ваннах одним термометром, если у посетителя нет своего.
Больной может брать в день столько ванн, сколько ему желательно, и оставаться в ванне каждый раз так долго, как ему угодно. Некоторые остаются в ваннах по получасу, по 40 и более минут; одни ограничиваются одною ванною в день, другие — двумя и т. д.
Постоянный медицинский надзор в Белокурихе отсутствует. Ближайший медицинский пункт — с. Смоленское, где проживает участковый врач. Вообще же посетители курорта остаются без постоянного медицинского надзора как при пользовании минеральной водой, так и в случаях каких-либо заболеваний.
Крестьяне пока владеют источником временно, и, конечно, они нисколько не заинтересованы дальнейшей судьбой его.
Едва ли управление решится затратить на улучшение источника и оборудование его значительную сумму, а затрата должна выразиться в десятках, если не в сотнях тысяч рублей. Ведь придется начать дело с правильной постановки геологических изысканий, исследовать подземный ход источника и вывести его на поверхность, быть может, совсем не в том месте, на котором он теперь. Все это, конечно, дело будущего, когда все естественные богатства страны перейдут в распоряжение области; теперь же было бы желательно устройство здесь хотя бы постоянного медицинского наблюдения, устройство аптеки и вообще всего того, что составляет минимум обстановки всякого курорта».