Полезные статьи
От борьбы до лечения: как использовали минеральные источники Белокурихи сто лет назад
Трудно сказать, с какого времени начинается известность белокурихинских источников и когда начали пользоваться ими для лечебных целей, также, кто их открыл. Вероятно, свойства их были открыты переселенцами в эту местность; дальнейшее же распространение сведений о них, а также и их первоначальное устройство принадлежат известному исследователю Алтая Степану Ивановичу Гуляеву. С этого времени источники приобретают популярность в более или менее широких кругах за пределами района.
Вот что об этом написано в Алтайском сборнике Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества от 1905 года:
«Один из местных старожилов Кузьма Зырянов рассказал, что, когда он приехал в Ново-Белокуриху на постоянное жительство, а это было более 40 лет тому назад, в селении насчитывалось не более 20 дворов.
Он поселился в нижнем конце селения, где поставил свой двор и завел хозяйство. Вскоре он заметил, что около одного места постоянно толпится домашний скот. Заинтересованный этим он ближе исследовал это обстоятельство, и оказалось, что скот привлекается источником, теплая вода которого имела особый вкус. Так как зимой источник не замерзал, то Зырянов, сообразив его хозяйственное значение, предложил владельцу усадьбы, в состав которой входил источник, поменяться дворами. Последний не имел скота и поэтому охотно согласился. Таким образом, источник перешел во владение Зырянова.
Между тем целебное свойство воды было уже известно; ею пользовались преимущественно для лечения глазных болезней. Один старик, страдавший какой-то кожной болезнью, влезал в поставленное над источником «дупло» и сидел в воде некоторое время. После нескольких таких ванн он выздоровел, и это обстоятельство утвердило славу источника. Тогда один из крестьян повез воду в нескольких бочонках в г. Бийск для продажи. Здесь он случайно встретился со Степаном Гуляевым, которого заинтересовали рассказы об этой воде.
Вместе с мировым посредником Мамантовым и доктором Михайловским Степан Гуляев посетил Белокуриху для обследования источника. Они убедили крестьян объявить источник общественным достоянием. Кажется, примерно в то же время в лаборатории Алтайского Горного Правления в Барнауле впервые был произведен анализ воды белокурихинского источника.
Минеральные воды не ограничиваются одним источником, который ныне эксплуатируется, а выходят здесь на поверхность земли в нескольких местах. Их можно разделить на две группы: береговые, выходящие на поверхность земли, и источники, выходящие в русло реки Белокурихи.
В состав первой группы входит и главный источник. Он находится на правом берегу р. Большой Белокурихи, шагах в десяти от нее. Около ванного здания, с задней стороны, обращенной к речке, сделана примыкающая к зданию крытая пристройка. Для выкачивания воды в пристройке устроены два деревянных насоса, из которых один питает ванны мужского отделения, а другой — котлы для подогревания воды и ванны женского отделения. Кроме того, в случае надобности берут воду из источника при помощи ведер, вычерпывая ее через отверстие в настилке, что делают по большей части женщины, употребляя эту воду для стирки белья. Для этой же цели под сточную трубу, из которой вытекает излишняя вода, когда ванны бездействуют, временно ставят длинные корыта, в которых женщины моют белье или полощут его, подставляя под стекающую струю воды.
Температура главного источника остается всегда неизменной 25,3° R; старожилы передают, что прежде она была выше и достигала 28° R. На поверхности воды в источнике можно наблюдать постоянное выделение газа в виде пузырей. По измерениям, произведенным нами, правда, не вполне точным, оказалось, что источник дает в минуту 4,61 ведра, т. е. 276,6 ведер в час или 6638,4 ведер в сутки.
Вторая группа минеральных источников находится в самом русле р. Большой Белокурихи, и проследить местонахождение их возможно по отделению пузырей газа, которые поднимаются на поверхность воды в речке. Русло реки, начиная приблизительно от моста и вверх по течению, изобилует такими источниками. На это указывает то обстоятельство, что по берегам пруда и речки на этом протяжении имеется серный запах, а вода сернистый привкус.
Местные жители передают, что ключи в указанном плесе настолько горячи, что температуры их не может вынести даже йог, если ступит на дно речки. По их словам, достаточно разрыть почву на берегу речки для того, чтобы из углубления начала вытекать теплая вода. И наоборот, прежде были источники, которые теперь уже не существуют, так как крестьяне их уничтожили, засыпав навозом и землей на том основании, что около этого источника постоянно кишели змеи. Теперь по этому месту проходит дорога».