Полезные статьи
Леонид Володарский: «Не надо путать отдых и отдых, совмещенный с лечением»
Когда менеджер санатория «Белокуриха» сообщил нам, что у них отдыхает Леонид Володарский, мы были в восторге, безусловно, ждали встречи. Хотелось лично познакомиться с человеком, чье характерное произношение стало отражением целого поколения. Зарубежные фильмы в переводе и озвучке Леонида Вениаминовича знают многие, но лишь единицы знакомы с его переводами классической литературы – Стивена Кинга, Джерома Сэлинджера.
- Леонид Вениаминович, почему местом своего отдыха вы выбрали Белокуриху?
- Все-таки не надо путать отдых и отдых, совмещенный с лечением. Я первый раз в жизни в санатории и совершенно в полном восторге буквально от всего. Я, как и большинство мужчин, не умею лечиться – это наши беды, надо привыкать. Мы с женой наверняка приедем сюда еще. Жена у меня гораздо более дисциплинированный человек, чем я. И когда я предложил съездить на пару дней в Горный Алтай, она сказала – нет, в следующий раз. Я уже прожил достаточно лет, чтобы не спорить с женой.
Вы знаете, чтобы что-то серьезное я здесь лечил – слава богу, нет. Но для того чтобы понять мое состояние, надо хотя бы недельки полторы провести в Москве. Несмотря на то, что наш город меняется, есть много хорошего, в московском воздухе очень мало кислорода. А здесь я три дня спал все время. Между процедурами есть 10 минут, я на диванчик сел и заснул. Честно вам говорю, чувствую себя действительно отдохнувшим человеком. Здесь волей-неволей начнешь соблюдать режим. Для человека, который привык к самостоятельной жизни – это очень полезно. И отдельное спасибо медсестрам, врачам, горничным. Только слова восхищения.
- Как вам местная природа?
- Для того, чтобы понять, как тебе хорошо, надо это сделать в сравнении с чем-то. У меня жизнь сложилась так, что я имею возможность сравнить Москву и Белокуриху. Естественно каждый кулик свое болото хвалит. Но здесь чувствуешь - качество жизни совсем другое, воздух совершенно другой, вода совершенно другая. Но это впечатление гостя. Я отдыхающий, у меня ни забот, ни хлопот. Другое дело приехать сюда месяца на два, чтобы понять тонкости жизни.
Приезжает мой друг в Москву – «Ох как у вас здесь». Через время он видит, что в Москве, если хочешь более или менее прилично жить, надо вкалывать с утра до вечера. А потом еще немножко.
Как мне кажется, Москва - это город для молодых. Приехать, пробиться, отличиться, обратить на себя внимание, заработать. Чем быстрее человек это сделает, тем больше времени у него будет подумать – а дальше как жить?
- Что вы можете сказать об уровне сервиса в санатории «Белокуриха»?
- Ничего, кроме хорошего.
- У нас недавно прошел фестиваль – «Шукшинские дни на Алтае». Что для вас значит его творчество?
- Я обожаю творчество Василия Макаровича. Он для меня - русский народный писатель. Здесь, на Алтае, другой мир. И люди, которые живут здесь, они живут своей жизнью. Она более спокойная, размеренная, более здоровая.
- Сегодня, по известным причинам американские фильмы уходят из проката в России. Как думаете, может ли это стать стимулом к развитию отечественного кинемотографа?
- Во-первых, все эти блокбастеры – «Кинг-Конг против Годзилы» - мне не интересно смотреть. Опять же, молодежи нравится. Я уже никак не молодежь, но преподаю в академии при президенте РФ — «РАНХИГС», и студенты часто спрашивают, что бы посмотреть. Конечно, рекомендую какие-то картины и выясняется, что они просто не знали об их существовании. Когда мне говорят, что молодежь не та, я отвечаю – молодежь всегда не та. И я был не той молодежью, потому что носил джинсы и слушал «Битлов». К сожалению, я пришел к пониманию классической музыки, не смотря на усилия моих родителей, лет в 50. Тем больше было мое удовольствие.
Это очень важно для взрослого человека – иметь точку отчета и свои вехи. А для самообразования есть интернет.
С фильмами еще бывает так – они вам сначала не нравятся. В свое время мне очень не понравился фильм «Восемь с половиной» Федерико Филлини, а выяснилось, что я просто не дорос до него. К счастью, друг отца, человек куда более образованный, чем я, очень просто мне все объяснил. Все встало на места.
Поэтому я считаю, что путь любого человека, который хочет чего-то добиться в жизни – это самообразование. Если кто-то вам может что-то дать – это надо взять. Потому что у человека можно отнять все, а вот знания никто и никогда, они всегда с ним.
-Вы считаете, учиться никогда не поздно?
-Учиться не поздно никогда, а тем более читать. Мне часто говорят, ты столько прочитал, а я отношусь к этому скептически. И вот почему. Когда начинаешь разговаривать с действительно образованным человеком, то понимаешь все свои недостатки. Я всегда такой возможности радуюсь, потому что могу восполнить пробелы.
И кстати говоря, все великие люди – это постоянное самообразование.
Я читаю на иностранных языках и историческую литературу: параллельно несколько книг. Это фантастически интересно. У меня отдельная полка для книг, которые мне нужно прочесть. Я так для себя определил
- Я читала, что вы уже в 4 года владели иностранными языками. На ваш взгляд, в таком возрасте дети готовы постигать языки?
- Нет, я с 4-х лет начал заниматься. Мой отец был очень жесткий человек. Прошел всю войну, командовал разведкой. У него методика была простая. Не сделал – гулять не пойдешь. А там же все удовольствия – и в снежки поиграть, и подраться, и в футбол...
Но он сыграл на том, что я рано научился читать по-русски. Родители хотели, чтобы я читал классику, а мне хотелось читать детективы. Но в те времена не очень много было такой литературы. Я ее быстро перечитал. Отец сказал «хочешь у тебя этой литературы будет столько, что читать не будешь успевать?». Я спросил «как это?».
Для этого надо было выучить английский. И у занятия языком появилась цель. Первая книга была Агаты Кристи. Он сказал прочесть пять страниц, но со словарем. Не знаешь? Иди, учи дальше.
Я выучил четыре языка без всякой среды. В среду я попал в конце 80-х. Я думаю, что сегодня можно выучить все, что угодно. Но в основе всего – трудолюбие. И когда говорят: «У меня нет способностей»... Я отвечаю: «Учись». Процесс, на который человек со способностями и трудолюбием потратит два года, у тебя уйдет три года три месяца. Это везде так.
А на завод приходит человек и встает к станку. Рядом с ним какой-то опытный рабочий, который учит его всему. Но все равно руки должны привыкнуть.
Знание, умение, навык. Вот если ты отработал навык – ничего не страшно. У меня так все и было. Когда появился навык, он помогает преодолеть страх.
Я преподаю перевод. И мне доставляет огромное удовольствие, когда приходят ко мне мальчики и девочки, которые думают, что на занятиях можно бездельничать. И они думают, что, если как-то знают английский и плохо знают русский – они умеют переводить. Вот это большая ошибка.
Но если вы меня спросите, понимал ли я это в их возрасте – нет. Мне хотелось как-нибудь так легко, скользя. Нет, не получается. За свою жизнь я понял одно – на чужих ошибках не учится никто. Самые удачливые люди учатся на собственных ошибках, а остальные через шишки и грабли. Причем все думают, что на грабли ты наступил и тебе в лоб прилетело. Нет, у граблей может быть очень длинная ручка. Пройдет время, прежде чем прилетит в лоб, а потом вспоминай за что.
Многие родители сегодня считают, что их детям обязательно нужен диплом о высшем образовании. А я считаю, что на сегодняшний день есть огромное количество специалистов, которые заканчивают загадочные направления. Я за профессию.
Дочь моих знакомых не хотела учиться по тому направлению, куда ее запихнули родители. Она теперь портниха, к ней стоит очередь. Она не брезгует никакой работой. Женщина хочет сшить брючный костюм – пожалуйста, мужчина хочет расставить брюки – пожалуйста. Вот она никогда не останется без куска хлеба. А люди с сомнительными профессиями типа – политолог. Кто это такой? Никто мне объяснить не может. Есть такой анекдот: «Разговаривают два политолога. И один другому говорит – я никак не могу понять, что происходит на границе Руанды и Бургундии. Второй ему отвечает – я тебе сейчас все объясню. Первый говорит – объяснить и я могу, а вот что там происходит».
Я за профессию.
Справка:
Леонид Володарский начал переводить кино в 1968 году. Работал на кинофестивалях. В конце 1970-х с приходом на рынок кассет с видеофильмами к услугам Володарского обращаются видеопираты. По этой причине часто вызывался в качестве свидетеля в КГБ, милицию и прокуратуру. За 30 лет непрерывной практики Володарским было переведено более 5000 картин.